Мир дорог

Когда разводят мосты

Наш город по праву многие называют столицей мостов потому, что у нас их даже больше, чем в знаменитых своими мостами таких городах, как Ве­неция, Амстердам и Стокгольм.

Мосты, являясь неотъемлемой частью и украшением Петербурга, всегда были источником вдохновения для поэтов, художников и музыкантов, но все-таки их основное предназначение - соединять берега рек и каналов, то есть быть естественным продолжением транспортных магистралей.

Большую долю среди общего количества мостов в Санкт-Петербурге составляют разводные мосты. Недаром своеоб­разным символом города является разводной мост.

Однако неправильно было бы считать, что разводные мосты есть только в Петербурге. Разводные мосты есть в Архан-гельске (2 моста), в Астрахани (3 моста), в Николаеве, Днепропетров­ске (2 моста), Новосибирске, Ростове-на-Дону, Беломорске, Лодейном Поле и Подпорожье, целый каскад разводных мостов - на Беломоро-Балтийском и Волго-Балтийском каналах. Несколько разводных мостов есть в Калининграде и Прибалтийских республиках.

К сожалению, возраст механизмов практически всех разводных мостов давно превысил расчетный срок службы, а это означает, что в любой момент тот или иной мост может не развестись. Конечно, механизмы каждого моста имеют, кроме основ­ного, еще и запасной, и ручной приводы, а иногда и микропривод (посадочный), но при этом резко увеличи­вается время разводки (наводки) моста. Если для автодорожных мостов увеличение времени разводки не столь существенно, то для железнодорожных мостов это просто катастрофично, так как из-за необходимости увеличения «окна» сбиваются графики движения поездов, нарушается весь ритм движения и, естественно, железная дорога несет огромные убытки.

К относительно новым мостам можно отнести Финляндский (I путь), Володарский, Ладожский, мост через р. Ингул в Ни-колаеве и совмещенный мост в Архангельске, срок службы, которых около 30 лет и менее, ну и вновь отремонтированные мосты Петра Великого (Большеохтинский) и Финляндский (II путь), где разводные пролеты, механизмы и электротехни-ческие устройства были заменены полностью в те­чение последних десяти лет.

Кроме того, что механизмы разводки устарели физически, они устарели и морально, так как за последние 10-20 лет техника, особенно элек-троника, шагнула далеко вперед, и из вновь построенных или капитально отремонтирован-ных мостов только Финляндский мост (II путь) отвечает современным требованиям, то есть полностью автоматизирован и управляется компьютером, а механизмы и энергоснабжение моста полностью заменены. Правда, система автоматического управления мостом есть и на мос­ту Александра Невского, но гидравли­ческая схема и механизмы моста реконструкции не подвергались с мо­мента постройки моста.

До середины 90-х годов проектными работами по механизмам разводных мостов не только в Петербурге, но и в других регионах страны, в основном, занимался институт Ленгипротрансмост (сейчас АО «Трансмост»), недавно отметивший свое 75-летие. В инсти­туте был специализированный отдел строительного оборудования, кото­рый занимался оборудо-ванием для строительства мостов, и механизмами и электротехническими устройствами разводных мостов.

Практически все разводные мосты, как построенные заново, так и капи­тально отремонтированные или восстановленные после войны, - это ра­боты отдела строительного оборудо­вания в составе Ленгипротронсмоста.

В период перестройки новые эконо­мические условия, к сожалению, практически свели на нет присутствие института на строительном рынке, связанном с работами на разводных мостах.

В 1992 г. была создана фирма АОЗТ «Машстроймост» (теперь ЗАО «Машстроймост»), которая взяла на себя работы по проектированию оборудования для строительства мостов и тоннелей. Кроме того, фир­ма стала брать на себя функции ген­подрядчика с реализацией полного цикла работ, который включает в се­бя проектирование оборудования, размещение заказов на его изготов­ление, комплектацию на объекте, демонтаж старых механизмов и мон­таж новых, осуществление автор­ского и технического надзора за из­готовлением и строительством и пусконаладочные работы.

ЗАО «Машстроймост» избрало в ка­честве своего логотипа разводной мост не случайно: ведь основной дея­тельностью фирмы за последние пять лет, являются работы по капитально­му ремонту механизмов этих уникаль­ных инженерных сооружений.

В 2001-2004 гг. ЗАО «Машстрой­мост» в качестве основного субпод­рядчика у БСК-14 участвовало в капи­тальном ремон-те разводного проле­та I пути Финляндского моста в Санкт-Петербурге, движение по кото­рому было открыто к 1 января 2004 г., а к навигации мост работал в штат­ном режиме. Все работы по энерго­снабжению моста, внедрению совер­шенно новой автоматизированной системы управления мостом, с воз­можностью слежения за положением каждого механизма в любой момент разводки (наводки), от проектирова­ния до монтажа и проведения пуско-наладочных работ были проведены субподрядной фирмой ЗАО «Техпрогресс», с основными сотрудниками ко­торой мы вместе работали долгие го­ды в составе Ленгипротрансмоста.

В течение 2004 г. ЗАО «Машстрой­мост» по заказу Октябрьской желез­ной дороги в качестве генподрядчика занималось ремонтом двух мостов че­рез р. Свирь. Для выполнения этих ра­бот в фирме было организовано спе­циализированное строительное под­разделение.

Первый объект — совмещенный вер­тикально-подъемный мост через р. Свирь на 216-м км автодороги Санкт-Петербург - Мурманск — в те­чение двух сезонов разводился вруч­ную, так как были повреждены кабели энергоснабжения. За два месяца энергоснабжение моста было восста­новлено: между башнями моста на высоте около 50 м над водой были на­тянуты несущие кабели-тросы, отре­монтированы шкафы управления ме­ханизмами, заменена навигационная сигнализация, проведены другие со­путствующие работы.

Второй объект - железнодорожный вертикально-подъемный мост через р. Свирь на 284-м км Октябрьской же­лезной дороги в г.Подпорожье с рас­четным пролетом 109 м и массой к подъему 1700 т. Мост был построен в тридцатых годах прошлого века, восстановлен после войны, но система подъемно-спусковых канатов за пять­десят с лишним лет эксплуатации гро­зила в любой момент выйти из строя, и было принято решение заменить подъемно-спусковые канаты без пе­рерыва в движении поездов. В тече­ние трех месяцев бригада опытных мостостроителей, работая на высоте от 22 до 65 м над водой, заменила 16 подъемно-спусковых канатов диа­метром 27 мм и длиной 115м каждый и 8 канатов длиной 65м. Кроме того, было заменено гидравлическое обо­рудование для разгрузки несущих ка­натов, установленное на башнях мос­та на отметке 79 м.

Одновременно со строительно-мон­тажными работами по ремонту мостов через р. Свирь в течение 2004 г. ЗАО «Машстроймост» выполняло проект­ные работы по капитальному ремонту разводных пролетов железнодорож­ных мостов через Беломоро-Балтий-ский канал в Беломорске, моста через р. Неву в Павлове-на-Неве (Кузьмин­ский) и ремонт приводов лебедок подъ­ема ж.-д. двухпутного вертикально-подъемного моста в Ростове-на-Дону.

В настоящий момент монтаж приво­дов лебедок в Ростове-на-Дону за­кончен, идет подготовка к пусконаладочным работам.

С июня 2005 г. ЗАО «Машстрой­мост» приступило к капитальному ремонту разводного железнодорож­ного моста в Беломорске. Это сей­час главная работа на период до ав­густа 2006 г., но к навигации 2006 г. мост будет работать с новыми меха­низмами. Работы по демонтажу-мон­тажу ведутся полным ходом в «окна» без перерыва в движении поездов.

Мост в Беломорске представляет со­бой однокрылый мост с расчетным пролетом 66 м откатно-раскрываю­щейся системы. Мост такой системы - единственный в России и второй в ми­ре. Мост был сдан в эксплуатацию в 1952 г. недостроенным и никогда не работал от электропривода, так как не были установлены аккумуляторные батареи, от которых должен был ра­ботать электропривод. За пятьдесят с лишним лет эксплуатации механизмы исчерпали все запасы прочности, и мост был под угрозой остановки.

Проектом предусмотрены полная за­мена механизмов и электротехничес­ких устройств моста, замена опорных частей и мостового полотна, а также частичный ремонт элементов пролет­ных строений и металлоконструкций моста.

С весны 2006 г. мы начинаем строи­тельно-монтажные работы по капи­тальному ремонту разводного проле­та вертикально-подъемного железно­дорожного моста через р. Неву в Павлове-на-Неве.

Сейчас фирма, имеющая лицензию ОАО «РЖД», в основном работает по заказам Октябрьской железной дороги, и на ближайшее время в портфеле заказов у нас несколько интересных объектов по капитально­му ремонту и реконструкции развод­ных пролетов железнодорожных мостов.