Укладчик тоннельной обделки для Сахалинской дороги

 

В августе 1996 г. по заказу МГТС России ОАО «Мет­ромаш» для реконструкции тоннелей на линии Холмск—Ильинск Сахалинской магистрали изгото­вил головной агрегат нового щитового проходческого комплекса — щит шандорный, о чем писал журнал № 12 за тот год.

И вот, как результат продолжающегося творческого сотрудничества железной дороги, АО «Машстроймост» и ОАО «Метромаш», несмотря на казалось бы непрео­долимые финансовые трудности, в декабре прошлого года заказчику отправили следующий агрегат — блоко-укладчик щитового проходческого комплекса.

Техническая характеристика

Количество одновременно перевозимых и

 устанавли­ваемых блоков обделки, шт................................................ 6

Масса монтируемой обделки, т ................................ 28

Количество установленных домкратов, шт............... 21

Рабочее давление, МПа ............................................. 16

Установленная мощность, кВт................................. 9,5

Одновременно потребляемая мощность, кВт ........6,0

Габариты, м длина ............................................................................... 13,7

ширина.............................................................................. 6,4

высота................................................................................ 7,8

Масса (без блоков), т ................................................ 25

Блокоукладчик (см. первую страницу обложки) представляет собой сборно-сварную металлоконст­рукцию, оснащенную технологическим оборудовани­ем, обеспечивающим укладку блоков обделки тонне­ля в проектное положение в хвостовой части проход­ческого щита и транспортировку блоков от места складирования до места установки.

Технологическое оборудование блокоукладчика смонтировано на его базовой конструкции — плат­форме, которая опирается на тележки — для переме­щения блокоукладчика по рельсовому пути. На торце вых балках платформы смонтированы жесткие сцеп­ные устройства для перемещения блокоукладчика в пределах рабочей площадки. Платформа оборудована аутригерами для обеспечения устойчивости при заг­рузке блоков и при их установке в оболочке щита. В передней, по направлению движения щита, части платформы расположена специальная эстакада, по которой перемещается тельфер, предназначенный для монтажа распорного блока.

Остальные блоки в проектное положение устанав­ливают гидравлическими механизмами. Управляют гидроцилиндрами всех механизмов укладчика из ка­бины, расположенной на верхнем ярусе платформы.

К сожалению, из-за отсутствия средств приходит­ся ограничиваться изготовлением только щита, бло­коукладчика и комплекта форм-опалубок. Пуск уко­роченного, по сравнению с проектным, щитового проходческого комплекса, конечно, уменьшит на 20—30% проектную скорость проходки (реконструк­ции) тоннелей на дороге. Однако он сократит не ме­нее чем на 70—80% сроки горнопроходческих работ по сравнению с достигнутыми на старом оборудова­нии, существенно повысит уровень их механизации.

Сложившиеся при изготовлении комплекса твор­ческие связи позволяют надеяться на дальнейшее со­трудничество коллективов, в частности, в создании проходческого комплекса для сооружения водопро­пускных труб в насыпях, а также других механизмов, существенно облегчающих труд строителей транспор­тных тоннелей.

А.В.БУШИН, зам. руководителя Департаментапути и сооружений МПС,

П.И.ГОРБУНОВ, гл. инженер службы пути Сахалинской дороги,

М.Я.ШТЕЙНБЕРГ, генеральный директор АО «Машстроймост»,

М.Я.ШЕНКМАН, начальник технического отдела ОАО «Метромаш»